Несостоятельность карельского щебня

0
46
 
В Карелии падает добыча щебня. В региональном правительстве снижение производства объясняют значительным уменьшением объемов строительства в России, сообщает Российская Газета.

Авторы отмечают, что за 2015 год объем добычи предприятий горнопромышленного комплекса упал на треть. При этом проектные мощности действующих производств и так были загружены на 70 процентов.

Уже несколько лет назад производители и чиновники говорили о том, что отрасль находится в критическом состоянии. Центральный регион страны, особенно Москва, вместо карельского щебня покупал более дешевый украинский, который стоил на 110 рублей меньше за тонну. Камень же из республики приходилось везти чуть ли не окружными путями. Чтобы доставить груз, например, в Бологое, надо было через север отправлять его в Москву и только оттуда в Санкт-Петербург. Из-за этого цена, естественно, увеличивалась. «Мы стали неконкурентоспособны, — рассказывали руководители компаний. — Получалось, щебень, который транспортируют с Урала, стоит столько же, сколько и карельский, хотя разница в пути тысячи километров».

Ситуацию удалось изменить. Приказ минтранса России по оплате увеличенной доставки щебня в Центральный регион страны отменили. Камень из Карелии вновь транспортируют в Москву по кратчайшему пути. Сегодня речь и об украинском щебне не идет. Однако ситуация в регионе не намного улучшилась. Наоборот, добыча падает.

В чем же дело? В министерстве по природопользованию и экологии склонны видеть причины в общем снижении объемов строительства в России. С этим соглашается и уполномоченный по защите прав предпринимателей республики Елена Гнетова, но добавляет еще одну не менее важную причину. Она уверена, что добыча щебня сократилась потому, что подорожала его доставка.

Поэтому омбудсмен предлагает, во-первых, внести изменения в тарифную политику монополиста на перевозку щебня железнодорожным транспортом: применять гибкие тарифы в зависимости от сезона. Во-вторых, разработать и предложить график предоставления вагонов в связи с сезонным характером деятельности предприятий. И в-третьих, применять тарифный коридор с понижающим коэффициентом в зависимости от километража: от 0,75 до 3 тысяч километров вместо существующего 1,1 тысячи.

Несмотря на падение объемов производства, конкуренция на этом рынке растет. В Карелии только в прошлом году заработали два новых предприятия в Лахденпохском районе, плюс четыре блочных карьера в Сортавальском, Прионежском и Пудожском районах. При этом только за год семь предприятий лишили лицензий из-за невыполнения взятых обязательств.

Тем временем, по словам строителей, интерес к карельскому щебню с их стороны не ослабевал. А это значит, что пришло время просто навести порядок в отрасли.

По материалам «Убыточный материал».


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.