Подведены итоги реализации образовательной инициативы


3 марта на заседании Правительства Карелии министр образования республики Александр Морозов подвёл итоги реализации в регионе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», сообщает Карелия Официальная. Данная стратегия, определившая основные направления модернизации системы общего образования на период 2011-2015 годов, была утверждена указом Президента Российской Федерации 4 февраля 2010 года.

ФГОС4

Александр Морозов рассказал о том, что в течение пяти лет в республике была проделана большая, серьёзная работа по переходу на новые образовательные стандарты, развитию системы поддержки талантливых детей, совершенствованию учительского корпуса, изменению школьной инфраструктуры, сохранению и укреплению здоровья школьников, расширению самостоятельности школ.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС) призвано обеспечить достижение современного качества образования.

На 1 сентября 2015 года по ФГОС учатся более 60% школьников:

— по ФГОС начального общего образования — 100% учеников начальной школы

— по ФГОС основного общего образования – почти 40% учеников основной школы, то есть все 5-е, 6-е, 7-е и 8-е классы базовых школ, в которых стандарты вводились в опережающем режиме.

ФГОС3

Внедрение стандартов способствовало формированию единого образовательного пространства, введению в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий, форм и методов обучения, расширению и углублению содержания образования за счёт введения внеурочной деятельности в режим работы образовательных организаций, усиления воспитательного потенциала школы, — отметил Александр Морозов.

С 2015 года Карелия стала пилотным регионом России по апробации и внедрению стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. На шести стажировочных площадках созданы условия для экспериментального введения ФГОС для детей с умственной отсталостью, тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В рамках поддержки региональных инновационных площадок одобрена коллективная заявка школ города Петрозаводска, по опережающему внедрению ФГОС среднего общего образования на уровне старшей школы. Это позволит начать переход пилотных школ на ФГОС старшей ступени с 1 сентября 2017 года (в соответствии с «дорожной картой» он предусмотрен с сентября 2020 года).

ФГОС1

По словам Александра Морозова, в ходе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, республиканских и федеральных организаций сферы культуры, науки, образования удалось создать стройную систему, которая включает порядка 100 значимых мероприятий, направленных на выявление и поддёржку одарённых детей и молодёжи. Это этапы Всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету, научная конференция «Будущее Карелии», конкурс юных чтецов «Живая классика», Международная ассамблея искусств «Северное ожерелье», конкурс рисунков «Мир добра и красоты», конкурс профессионального мастерства студентов «Мастерами славится Россия» и многие другие.

За это время доля школьников, участвующих в олимпиадах и конкурсах различных уровней выросла с 30 до 64%. Все они включены в банк данных одарённых детей Республики Карелия, — подчеркнул Александр Морозов.

Ежегодно победители и призёры всероссийских и региональных конкурсов и соревнований получают денежные премии, более 300 талантливых детей из всех муниципальных районов направляются в специализированные профильные лагеря республики, такие, как «Техноград», Карельская летняя компьютерная школа, «Юные виртуозы», более 150 детей из республики принимают участие в профильных сменах федеральных центров «Артек», «Смена», «Сириус».

В 2015 году на базе Петрозаводского государственного университета создан ресурсный центр научно-технического творчества, деятельность которого направлена на повышение интереса школьников к инженерным и техническим специальностям.

Модернизация системы образования невозможна без совершенствования учительского корпуса. Число выпускников учреждений профессионального педагогического образования, молодых учителей растёт. Но, как считает руководитель ведомства, несмотря на то, что за время реализации инициативы доля учителей в возрасте до 35 лет, особенно в сельской местности, выросла с 16 до 21%, в целом, создать эффективную систему закрепления молодых специалистов, не удалось.

Важнейшим условием закрепления молодого специалиста на селе является обеспечение жильём. Эти задачи не могут быть решены исключительно системой образования, их нужно решать сообща, всеми уполномоченными органами всех уровней, — добавил Александр Морозов.

Доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации за последние пять лет, составляет 88%. Треть курсов проходит по модульной персонифицированной системе, это позволяет учесть заказ конкретной образовательной организации и педагога. Лучшие учителя активно привлекаются к проведению практических учебных занятий, мастер-классов в рамках эстафеты «Учитель — учителю», Дня сельской школы.

Методические службы функционируют в 12 из 18 муниципальных образованиях республики. В настоящее время разрабатывается механизм участия Карельского института развития образования в методической поддержке учителей на территории районов. Проводятся выездные семинары и курсы повышения квалификации.

ФГОС2

В рамках мероприятий по изменению школьной инфраструктуры удалось решить проблему обеспеченности школьников учебниками без привлечения средств родителей. В 23 организациях проведены мероприятия по созданию безбарьерной среды в рамках федеральной программы «Доступная среда». В 2014-2015 годах отремонтированы и оборудованы спортивные залы в 39 сельских школах, эта работа будет продолжена и в 2016 году. Произошло существенное обновление парка школьных автобусов: почти 3000 школьников доставляются транспортом к 100 образовательным организациям республики.

Отмечается увеличение доли здоровых детей: почти до 82% детей относятся к I и II группам здоровья. Были реализованы мероприятия по увеличению охвата школьников горячим питанием, привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Общий охват учащихся физкультурно-спортивными массовыми мероприятиями в республике составляет 76%.

Развитие самостоятельности школ способствовало созданию органов государственно-общественного управления, обеспечению открытости и прозрачности деятельности школ. Более 50% школ Карелии используют различные информационные системы, включающие в себя электронные дневники и журналы. Открытость информации обеспечивается наличием сайтов всех образовательных учреждений со строгой регламентацией обновления информации.

По завершении доклада министр образования ответил на вопрос об участии республики в реализации федеральной программы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. Александр Морозов рассказал о планах ведомства по ликвидации второй смены, работе над типовым проектом современной школы, решении вопроса строительства Ледмозерской школы. Кроме того, Александр Худилайнен акцентировал внимание не необходимости ужесточить спрос с поставщиков, не обеспечивающих стабильную поставку молока школьникам.

Обсуждалась и ситуация с сокращением приёма в первый класс республиканской школы искусств. Министр образования пояснил, что ограничение набора детей связано с изменением концепции работы с талантливыми детьми в Петрозаводске и районах Карелии, созданием для них равной возможности получения образования.

Специализированная школа искусств должна стать по-настоящему элитной школой для одарённых детей, которые будут получать профессиональное образование в области искусства, и серьёзно увеличить процент обучающихся из районов республики, — подчеркнул Александр Морозов.

Также он подробно рассказал об объективности отзыва свидетельства о государственной аккредитации у лицея №1, результаты контроля которого показали несоответствие уровню федерального ФГОСа основного общего образования по биологии, иностранному языку и истории.

Ситуация исправляется, и по анализу новой процедуры контроля мы примем решение о возобновлении действия свидетельства государственной аккредитации. Хочу подчеркнуть, что для обучения детей в лицее никаких последствий это иметь не будет. Все девятиклассники закончат обучение, пройдут государственную итоговую аттестацию и получат документ установленного образца, — добавил министр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.